Многоскважинные исследования для выявления причин резкого обводнения скважин
https://doi.org/10.51890/2587-7399-2025-10-2-59-69
Аннотация
Введение. Использование агрессивных режимов работы в нагнетательных скважинах, приводящих к образованию трещин авто-ГРП (гидроразрыва пласта), позволяет улучшить процесс поддержания пластового давления в низкопроницаемых коллекторах. Однако нестабильность развития трещин может оказывать негативное воздействие на разработку, нарушая равномерность вытеснения, создавая гидродинамическую связь между соседними участками и приводя к неконтролируемому поступлению воды в добывающие скважины.
Целью данной работы является выявление и комплексный анализ причин резкого увеличения обводненности добывающих скважин после организации нагнетания в условиях образования трещин авто-ГРП на примере месторождения с несколькими лицензионными участками, относящимися к одному эксплуатационному объекту.
Материалы и методы. В данной работе использовались гидродинамические исследования скважин (ГДИС), промыслово-геофизические исследования (ПГИ), результаты интерпретации петрофизических свойств, трассерные исследования и 6К-анализ состава добываемой жидкости. Также применялось аналитическое моделирование, позволившее оценить такие параметры, как угол вскрытия пласта, проводился расчет распространения трещин с помощью прототипа ПО, моделирующего рост трещин авто-ГРП.
Результаты. Анализ данных позволил рассмотреть все потенциальные причины наблюдаемого явления и подтвердил наличие межскважинного взаимодействия между участками. Было установлено, что автоГРП, полученный в нагнетательных скважинах на смежном участке, привёл к формированию протяжённой трещины, которая пересекла границы лицензионных участков и обеспечила поступление воды в добывающие скважины.
Заключение. В процессе исследований было выявлено, что для корректной интерпретации ПГИ следует учитывать угол вскрытия пласта скважиной, а также подчеркнута важность комплексного анализа соседних участков перед проведением любых работ. Подтвержден риск прорывов жидкости из нагнетательных в добывающие скважины по трещинам авто-ГРП даже на больших расстояниях в низкопроницаемых пластах.
Об авторах
Р. Р. КопейкинРоссия
Роман Романович Копейкин — руководитель направления
190000, г. Санкт-Петербург, ул. Почтамтская, д. 3–5
С. Г. Маслак
Россия
Сергей Григорьевич Маслак — начальник отдела
Санкт-Петербург
Г. В. Жевлаков
Россия
Глеб Витальевич Жевлаков — специалист-руководитель проекта
Санкт-Петербург
С. А. Калинин
Россия
Сергей Александрович Калинин — кандидат технических наук, эксперт
Санкт-Петербург
А. Н. Байкин
Россия
Алексей Николаевич Байкин — старший научный сотрудник
Новосибирск
Р. Ф. Абдуллин
Россия
Рустам Фаритович Абдуллин — младший научный сотрудник
Новосибирск
А. Н. Сибин
Россия
Антон Николаевич Сибин — научный сотрудник
Новосибирск
Д. А. Соколова
Россия
Дарья Алексеевна Соколова — ведущий специалист
Санкт-Петербург
Д. Н. Гуляев
Россия
Данила Николаевич Гуляев — заместитель руководителя отдела
Казань
Список литературы
1. Ипатов А.И., Кременецкий М.И. Гидродинамические и промыслово-технологические исследования скважин. Москва: МАКС Пресс. 2008; 476.
2. Golovin S.V., Baykin A.N. Influence of pore pressure on the development of a hydraulic fracture in poroelastic medium. International Journal of Rock Mechanics and Mining Sciences. 2018;108:198–208. https://doi.org/10.1016/j.ijrmms.2018.04.055
3. Калинин С.А., Байкин А.Н., Абдуллин Р.Ф. [и др.]. Анализ слияния трещин авто-ГРП в рядной системе разработки с помощью математического моделирования. Нефтяное хозяйство. 2022;12: 40–45. https://doi.org/10.24887/0028-2448-2022-12-40-45
4. Копейкин Р.Р., Абдуллин Р.Ф., Калинин С.А. [и др.]. Моделирование гидродинамических исследований скважин с учетом авто-ГРП в рядной системе разработки. Нефтяное хозяйство. 2023;12:30–35. https://doi.org/10.24887/0028-2448-2023-12-30-35
5. Baykin A.N., Abdullin R.F., Dontsov E.V., Golovin S.V. Two-dimensional models for waterflooding induced hydraulic fracture accounting for the poroelastic eff ects on a reservoir scale. Geoenergy Sci. Eng. 2023;224: 211600. https://doi.org/10.1016/j.geoen.2023.211600
6. Сибин А.Н., Абдуллин Р.Ф., Байкин А.Н. [и др.]. Использование адаптивных сеток для моделирования распространения трещины авто-ГРП. IX Всероссийская научная конференция с элементами школы молодых учёных «Теплофизика и физическая гидродинамика», Сочи, 8–15 сентября 2024 г.: тезисы докладов. 2024; 59.
Рецензия
Для цитирования:
Копейкин Р.Р., Маслак С.Г., Жевлаков Г.В., Калинин С.А., Байкин А.Н., Абдуллин Р.Ф., Сибин А.Н., Соколова Д.А., Гуляев Д.Н. Многоскважинные исследования для выявления причин резкого обводнения скважин. PROНЕФТЬ. Профессионально о нефти. 2025;10(2):59-69. https://doi.org/10.51890/2587-7399-2025-10-2-59-69
For citation:
Kopeikin R.R., Maslak S.G., Zhevlakov G.V., Kalinin S.A., Baykin A.N., Abdullin R.F., Sibin A.N., Sokolova D.A., Gulyaev D.N. Multi-well studies to identify the causes of sudden water breakthrough to producers. PROneft. Professionally about Oil. 2025;10(2):59-69. (In Russ.) https://doi.org/10.51890/2587-7399-2025-10-2-59-69